Основная информация
Обычно для туристов Япония начинается именно с Токио. Существует несколько центров города: Отемачи, Казумигасеки, Сибуя, Уэно, Икебукуро. Каждый из них возвышается над целым морем маленьких, словно игрушечных, одноэтажных домиков, где люди ведут жизнь скорее деревенскую, чем городскую. Там хозяйки выходят на рынок в кимоно, а их мужья посещают традиционные бани, там тишина нарушается лишь птичьими криками, а в воздухе пахнет дымом курильниц, там маленькие храмы со своими волшебными садиками прячутся в узких переулках. Город как будто существует в двух разных измерениях: в далёком будущем и в далёком прошлом.
Токио основан в 1457 г. как феодальный замок в рыбацкой деревушке Эдо. После реставрации Мэйдзи - местопребывание императора и правительства. Тогда же получил свое нынешнее название Токио - Восточная столица.
На протяжении ХХ в. Токио дважды разрушался почти до основания - в 1923 г. в результате землетрясения и в 1945 г. вследствие американских бомбардировок. Мощный импульс градостроительные работы в Токио получили в период подготовки к летним Олимпийским играм 1964 г., а в последние десятилетия облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах «кусты» высотных административных зданий.
До 60-х гг. Токио был средоточием большого числа предприятий обрабатывающей промышленности, в настоящее время многие крупные предприятия вынесены за городскую черту, в городе же развиваются преимущественно наукоемкие и высокотехнологичные производства.
В последние годы Токио вошел в число крупнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона.
Токио - основной транспортный узел страны с двумя международными аэропортами; к нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Город пронизан разветвленной сетью линий метрополитена и наземных электропоездов - главного вида массового общественного транспорта. Ежедневно услугами транспортной системы города пользуется около 25 млн. чел.
Токио - научный и культурный центр со старейшими частными и государственными университетами страны - Токийским, Васэда, Кэйо, Хосэй, Хитоцубаси и др. В городе более 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев. Один из крупнейших - Токийский национальный музей (1871 г.), являющийся и важным научным центром. В нем хранится 85 тыс. произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства. Выделяются также Токийский национальный научный музей (естественнонаучные коллекции - около 500 тыс. экспонатов), Национальный музей современного искусства (1952 г.), Музей японского народного искусства (1936 г.), некоторые частные галереи.
Большой интерес для гостей Токио представляет район императорского дворца с обрамляющими его рвами, дворец Акасака (1909 г.) - любопытный образец подражания архитектуре Запада, столь популярной в Японии в период Мэйдзи, квартал Асакуса, старинные храмы - Гококудзи и богини Каннон, Телевизионная башня Токио (1958 г.) и находящийся в ней Музей восковых фигур.
Лучшее время для поездки в Японию, в Токио – конец марта-май или октябрь-ноябрь. Помимо привычно умеренной погоды (достаточно сухо и ясно, температура в пределах 15-20 градусов тепла, но может пригодиться и теплый свитер с зонтиком), весной можно застать цветение сакуры, которое бело-розовым облаком проплывает с юга на север по всей Японии в течение несколько недель и накрывает Токио в начале апреля. После сентября погодные условия примерно те же, только вместо сакуры Япония предложит вам бесконечное многообразие осенних красок с преобладанием кленового пурпура.